Что такое Reciprocity Failure или Отклонение от закона взаимозаместимости

Reciprocity Failure ( далее ошибка взаимозаместимости) или закон Шварцшильда - явление, при котором светочувствительная эмульсия "некорректно" взаимодействует с полученным светом за определенный отрезок времени с последующей недоэкспозицией. Обычно при очень медленных или сверхкоротких выдержках.
Данное явление присуще всем пленкам, в той или иной степени, однако дальнейшее разъяснение никаким образом не применимо к цифровой фотографии. Причем, как правило, у черно белых пленок свои коэффициенты, или так называемый P-factor о котором чуть позже, а у цветных свои. Чаще всего это проявляется при длительных экспозициях длиной более 1-ой секунды. Однако и здесь есть исключения. Гораздо реже приходиться учитывать P-factor при выдержках 1/4000 - 1/8000. В прочем, это если Ваш фотоаппарат вообще способен на такие выдержки. По этому в дальнейшем разберем именно ситуации с длинными выдержками.

Так что там вообще происходит? Все просто - при длительных выдержках эмульсия, в силу физических особенностей, начинает воспринимать свет с меньшей чувствительностью. Происходит ошибка взаимозаместимости.

Любые сочетания выдержки и диафрагмы, дающие одну и ту же экспозицию, оказывают на фотоматериал одинаковое воздействие - это и есть принцип взаимозаместимости

— заметка с сайта sageshome.net
При этом, чем выдержка более длительная, тем менее чувствительной будет эмульсия и у большинства пленок это выражается нелинейно. Например, если экспонометр указывает Вам, что необходимо установить выдержку в 4 сек. то с применением P-factor'а равным 1,33 следует установить выдержку уже 6 сек. для корректной экспозиции кадра, а для 8 сек. потребуется уже 14 сек. Забегая вперед, P-factor равный 1,33, можно сказать, является неким золотым стандартом для всех цветных негативов и в случае если вы не нашли в таблицах (те самые data sheet) какой коэффициент нужно использовать для конкретной пленки просто используйте фактор 1,33. Однако стоит самому поэкспериментировать, как просят химики из Kodak в своих таблицах, ведь данный текст ни в коем случае не технический постулат.

Само собой, можно компенсировать не только выдержкой но и по возможности диафрагмой, а то и вовсе сфотографировать с выдержкой 4 сек. (касается примера выше) ведь современные лабы вполне в состоянии вытянуть информацию даже из изрядно недоэкспоинрованных снимков. Конечно при этом будут изменения оттенков и провалы в тенях для предотвращения которых и используют все вышеописанные расчеты.

Что за P-factor? Это коэффициент для расчета необходимой коррекции выдержки, который некоторые производители указывают в технических данных. В других случаях его можно рассчитать из данных в таблицах. Вам остается только его записать или запомнить и в дальнейшем использовать для расчета корректных экспозиций. Часто он так в документах не называется, а просто описывается раздел Long exposures или Adjustments for Long and Short exposures и подобные.

Формула для расчета скорректированного времени:
tкорр = tизмP

например: 6с.= 4с.1,33

Соответственно: P = tкорр √ tизм

Гораздо проще просто пользоваться онлайн калькулятором для экспозиции, которым пользуюсь я. В нем есть все популярные стоки пленок и возможность выбрать предпочитаемую диафрагму.
График коррекции времени экспозиции для Kentmere 400 взятый с технических данных
Как ранее писалось, график для большинства пленок нелинейный, и может считаться относительно линейным при экспозициях 50+ секунд. Привет, любителям пинхол фотографии. На графике внизу указан прогнозируемый (измеренный) временной отрезок для экспозиции, а слева вертикально указан необходимый, скорректированный отрезок при P-factor'е равным 1,3 для Kentmere 400. Например, у доступной и понятной FomaPan 400 числа колоссально разнятся. Так при экспозиции в 1 секунду нужно выдержать 1,5 секунды, а при 10 секундах уже 60 секунд! Технические данные здесь.

График коррекции времени экспозиции для FomaPan 400
Как обстоят дела с цветной пленкой? Здесь начинаются ягодки. Так как цветная пленка состоит из нескольких слоев эмульсии, каждый из которых сделан на основе своих уникальных материалов, то у каждого слоя будет свой коэффициент. Более того, необходимо компенсировать не только потерю светочувствительности, но и смещение оттенков цветов при помощи фильтров, которые, напоминаю, тоже отнимают светосилу. В связи с чем единственный производитель цветной пленки Kodak (ладно, еще есть Ilford с недавних пор) прямым текстом просит Вас самих разобраться с тем какие выдержки и фильтры будут необходимы для компенсации выдержек. И чтобы совсем не оставлять Вас без ориентиров, указывает в таблицах, что переживать об ошибке взаимозаместимости не стоит при выдержках вплоть до 1 секунды. Однако это все не страшно, ибо P-factor для всех цветных негативных пленок Kodak равен приблизительно 1,33.
Указания коррекции времени экспозиции для Kodak Gold 200
Что насчет цветных позитивных пленок? Ничего. Буквально. Сложно представить ситуацию, в которой вам придется снимать например на Ektachrome дольше 4-х минут, но если все же станете, то как раз с 4-ой минуты отсчитывайте уже 6 минут. А с 8-ми минут - 17 мин. Если прогнозируемое время менее четырех минут, можете не брать в голову P-factor вовсе. Для Provia (удачи найти хоть одну, лол) почти тоже самое: 4 мин = 5 мин 30 сек.; 8 мин = 11 мин.

Просрочка. Есть, вполне неплохо работающее, правило для вычисления светочувствительности просроченной пленки: нужно отнимать по одному стопу за каждые прошедшие 10 лет с момента выхода срока годности для цветной пленки, и пол стопа для черно-белой. Условно если ваш Голд 200 был просрочен в 1993 значит его ISO сейчас равно 25. Или например если Т-Макс 400 испортился в 1965 году, то сегодня его ISO 6.

Отдельно выделю, что просроченная пленка абсолютно непредсказуема. Одно дело если она хранилась в необходимых условиях и совсем другое если лежала в загашнике антресоли Вашей бабули последние лет 20.



В таблицах ниже, я собрал данные о различных цветных и черно-белых пленках, в частности новомодные нынче "Намотки", которые являются ничем иным как старые добрые пленки Kodak. Чаще всего Kodak Vision.
Цветные пленки
Как и было написано выше, почти вся цветная пленка работает с P-factor равным 1,33, по этому в ситуации, когда у Вас в руках оказалась непонятная китайская или отечественная намотка, просто снимайте с данной коррекцией.

Отдельно хочу сказать о "новых" пленках Fujifilm. Западные блогеры и энтузиасты фотографии сходятся во мнении, исходя из тестов и информации из предоставленных самой фуджи таблиц, что это цветные пленки Kodak. Фейковый фуджи именно Fujifilm 200 и 400 соответственно, но если вы видите префикс "С", то это японский оригинал (Fujifilm C200). Черно-белые же стоки производит Ilford, что в Англии.
Упаковка новой Fujifilm 200 - она же Kodak Color Plus (фото с сайта ohsocult.com)
Черно-белые пленки
FomaPan
Особенность Fom'ы в том, что при выдержках более одной минуты коррекция будет идти уже на часы. Так 8 минут превратятся в 8 часов. Это может отлично подойти для экспериментальных фотографий. Например в течении получаса на любой фотографии не будет запечатлено ни одного проезжающего авто и проходящего мимо человека.

Всем удачных снимков!
Copyright: Time to Waste 2025